Автор статьи
Любовь ХОРУЖАЯ
Партнер, старший юрист
Быстрый поиск

Лицензии на охранную деятельность, Артиус, лицензия на охрану

Защита бизнеса, Артиус, бизнес, рейдерство, налоговые споры

16.04.2018

«ТЕНДЕРНЫЕ» ОБЖАЛОВАНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Юридическая Газета
Выпуск № 15

 

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О публичных закупках» № 922-VIII от 25.12.2015 года (далее — Закон) органом обжалования в сфере публичных закупок является Антимонопольный комитет Украины. Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования с целью беспристрастной и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, образует постоянно действующую административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

Как видим Законом четко определен орган обжалования, а именно Антимонопольный комитет Украины (далее — АМКУ), который играет ключевую роль в обеспечении защиты прав и интересов участников и заказчиков при осуществлении публичных закупок. Также, в полномочия АМКУ относится расследование дел об антиконкурентных согласованных действиях в форме искажения результатов торгов тендеров. Данное нарушение является одним из самых опасных в сфере защиты экономической конкуренции, так как субъекты хозяйствования, участвующих в закупках «неправомерными способами», не только искажают конкуренцию на соответствующем рынке, но и наносят ущерб государству, искажая тендеры.

В соответствии с Законом АМКУ является единственным органом обжалования в сфере публичных закупок решения которого являются обязательными для выполнения заказчиками, лицами, которых они касаются.
Как Заказчики так и Участники во время проведения и участия в процедурах закупок могут вести не «честную» игру. Для защиты своих прав Участники могут обратиться в АМКУ с жалобой. Закон содержит исчерпывающий перечень случаев для обжалования, а именно:

1. Обжалование требований тендерной документации на этапе подачи предложений;
2. Обжалование решение принято после оценки предложений;
3. Обжалование решения об отклонении предложения.

 

Рассмотрим каждый из случаев:

 

Обжалование требований тендерной документации на этапе подачи предложений:

Статья 18 Закона говорит о том, что жалобу на неправомерные и дискриминационные требования в тендерной документации можно подать не позднее чем за четыре дня до окончания срока приема предложений. Обычно на каждой электронной площадке отмечается в какой именно срок можно обжаловать требования в тендерной документации. Однако следует обращать внимание не только на дату, а и на конкретное время, не позднее которого можно подать жалобу. Также следует отметить, что специфическим является обжалование тендерной документации в которую вносились изменения и соответственно продолжался срок подачи предложений. При обжалования такой документации следует учитывать то, что оспаривать можно только те пункты тендерной документации в которую вносились изменения. В случае обжалования требований документации изменения в которых не вносились Орган обжалования откажет в удовлетворении жалобы в связи с пропуском сроков на обжалование.

 

Обжалование решения принято после оценки предложений.

После проведения аукциона Заказчик рассматривает наиболее экономически выгодное предложение на соответствие требованиям тендерной документации и квалификационным критериям. По результатам рассмотрения он может либо обнародовать намерение на заключение договора, или отклонить предложение участника из оснований определенных в статье 30 Закона. В случае отклонения первого предложения заказчик принимает к рассмотрению следующее предложение и соответственно может принять аналогичные решения. Такие решения Заказчик может принимать по всем представленным предложениям. Даже если останется одно тендерное предложение заказчик вправе признать такого участника победителем торгов.
Если какой-то из участников не согласен с решением заказчика он имеет право обжаловать данное решение подав жалобу в Орган обжалования. Но статья 18 Закона говорит о том, что жалобу можно подать только в течение 10 дней со дня опубликования на веб-портале Уполномоченного органа уведомление о намерении заключить договор, но ко дню заключения договора о закупке. То есть, если предложение участника отклонено, а он не соглашается с решением заказчика он должен дождаться обнародования намерения на заключение договора, и только потом обжаловать решение заказчика.
Также, следует отметить, что в случае отклонения предложений всех участников, даже если они отклонены неправомерно, обжаловать такие действия заказчика в Органе обжалования невозможно, так как отсутствует обнародования намерения на заключение договора.

 

Обжалование решения об отклонении предложения.

При проведении процедуры торгов, которая предусматривает обнародование объявления на английском языке (далее — международные торги) изменяется процедура проведения торгов. После завершения приема предложений участников отрываются документы поданы участниками, кроме расчетов и ценового предложения. Заказчик рассматривает данные предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации и квалификационным критериям. По результатам рассмотрения заказчик принимает протокол рассмотрения предложений участников, в котором отмечает, каких участников допущено к аукциону, а которых отклонено. В случае если участник не согласен с решением заказчика об отклонении его предложения он может подать жалобу в Орган обжалования в течение пяти дней. Следует отметить, что в данные 5 дней учитываются как рабочие дни так и выходные. Особенно внимательно участникам необходимо отслеживать публикации решений по международным торгам в период праздников, так как рабочих дней для оплаты и подачи жалобы может быть два или вообще один.
Орган обжалования в течение трех рабочих дней с момента подачи жалобы должен принять решение о принятии жалобы к рассмотрению или оставить жалобу без рассмотрения.
Статья 18 Закона установлен четкий перечень оснований, по которым Орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения:
— субъект обжалования подает жалобу на такое же нарушение, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение;
— жалоба не соответствует требованиям части первой или второй этой статьи;
— субъектом обжалования не внесена плата, предусмотренная частью первой этой статьи;
— заказчиком в соответствии с настоящим Законом устранены нарушения, указанные в жалобе.
Подача жалобы в Орган обжалования автоматически приостанавливает процедуру закупки. Совершение любых действий до момента вынесения решения по жалобе невозможно. Аукцион не проводится и заказчик не может разместить договор о закупке. Однако, в случае обжалования тендерной документации право участника подать предложения является до конечного срока принятия предложений. Также, следует отметить, что в случае, если АМКУ будет принято решение об отказе в удовлетворении жалобы при обжаловании условий тендерной документации, Заказчик не обязан вносить изменения и соответственно назначится дата аукциона без переноса срока представления предложения. Итак, Участнику при участии в торгах, в которых обжалуются условия документации необходимо вовремя подать предложения и не пропустить соответствующий срок.

Как видим АМКУ играет роль «судьи» между участниками и заказчиками торгов. Орган обжалования принимая решение по жалобе определяет не нарушено ли Заказчиком принцип недискриминации и добросовестной конкуренции среди участников, определяет соблюдены участниками все требования документации и не нарушено законодательство о закупках.

Также, не стоит забывать, что Антимонопольный комитет Украины является органом, расследует нарушения в виде искажения результатов тендеров. От того, насколько активно АМКУ будет осуществлять эту функцию, может зависеть и эффективность функционирования системы публичных закупок в целом. Активное участие АМКУ в расследованиях и угроза для участников получить штраф до 10% годового оборота является сдерживающим элементом для субъектов хозяйствования в попытках исказить конкуренцию на торгах.

Исходя из выше изложено АМКУ играет значительную роль в публичных закупках.
Процедуры обжалования и расследования результатов торгов (тендеров) является сложной, и требует квалифицированного подхода и привлечения профессионалов.

 

Любовь Хоружая
Партнер, старший юрист АО «Артиус»
Управляющая практики публичных закупок

Поделиться: