Быстрый поиск

Лицензии на охранную деятельность, Артиус, лицензия на охрану

Защита бизнеса, Артиус, бизнес, рейдерство, налоговые споры

24.12.2015

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ГОСЗАКУПКАХ: 2,5 МЕСЯЦА В ДЕЙСТВИИ

Всеукраинское юридическое издание «Юридическая газета»
№ от 22.12.2015 года
Рубрика «Аналитика. Государственные закупки»

Меньше справок — больше экономии

Одним из новационных изменений стало упрощение участия в торгах благодаря сокращению перечня документации, необходимой участнику для подачи. Ранее наибольше проблем возникало с предоставлением документов из разных инстанций (справки из налоговой, банкротства и т.д. — минимум 4 обязательные справки на каждые торги). Участник, даже имея в полном объеме материально-техническую базу, работников соответствующей квалификации, опыт, мог быть не допущен к оценке только потому, что не имел какого-то одного документа. В таком случае его предложение автоматически признавалась таким, что не соответствует условиям документации.

Данная норма существенно упростила участие в процедуре закупки. И принесла пользу не только участникам, но и госорганам, на которые уменьшились нагрузки по выдаче многочисленных справок. Так, только по Киеву за январь 2015 года количество проведенных процедур достигло 790. Посчитаем: на торги обычно подавалось 2-3 предложения, следовательно, за месяц только на торги госорган должен выдать полторы-две тысячи справок. И это минимум, временами количество поданных предложений достигает 5-10 (4-7 тысяч справок). Кроме того, часто постоянные участники закупок заказывали справки «на всякий случай», ведь иногда вопрос о необходимости участия в процедуре решается в последний момент. С принятием изменений справки нужно подавать только победителю торгов, то есть нагрузка уменьшилась минимум в 2 раза.

Соответственно, данное изменение является положительным, ведь в итоге повышает конкуренцию на рынке госзакупок и приводит к экономии государственных средств.

Поздно для жалобы

Еще одной нормой были изменены сроки для подачи жалоб на документацию конкурсных торгов (далее — ДКТ) и запрос ценовых предложений в Антимонопольный комитет.

В соответствии с абзацем 2 части 4 Закона жалобы, касающиеся ДКТ (квалификационной документации, запроса ценовых предложений), могут подаваться в любой срок после публикации объявления об их проведении, но не позднее чем за 4 дня до даты, установленной для подачи заявок на участие в торгах (квалификационных предложений), и не позднее чем за 3 дня до даты, установленной для подачи ценовых предложений.

С одной стороны, данная норма является позитивной для заказчика, поскольку довольно часто участники пытались подать жалобу в последний момент перед торгами. Чтобы затянуть процедуру. Заказчик в таком случае, даже уже приняв некоторые предложения конкурсных торгов, поданные на участие, должен после получения от Антимонопольного комитета соответствующего решения приостановить процедуру — до момента принятия решения по жалобе участника. И заказчику было непонятно, что делать с предложениями, которые уже приняты. Поскольку Закон предусматривает, что приостановление процедуры закупки предусматривает приостановление заказчиком любых действий и принятия любых решений по закупке. То есть заказчик должен был сохранять предложения у себя, и не мог даже по требованию одного из участников их вернуть.

С принятием же соответствующей нормы заказчика заблаговременно оповещают о подаче жалобы на документацию или запроса. Так что он имеет возможность принять меры для недопущения принятия предложений на торги, которые обжалуются.

С противоположной стороны, возникает другая проблема. Рассмотрим такую ситуацию. Объявлены открытые торги. Дата вскрытия назначена на 25 декабря 2015 года. Участник при подготовке предложения обнаруживает, что в документации установлены определенные требования, которые нарушают его права (дискриминационные). Участник 14 декабря обращается к заказчику за разъяснениями, почему установлены следующие требования, и просит его на добровольной основе внести изменения в документацию путем исключения дискриминационных требований. Заказчик, получив такой запрос, рассматривает его, как и полагается по Закону, 3 дня и 17 декабря представляет данное разъяснение на обнародование, а также параллельно направляет по почте участнику. В разъяснении конечно же объясняется, что данные требования не являются дискриминационными и т.д. В это время участник все же ожидает, что Заказчиком будут внесены изменения в документацию. Однако, ознакомившись с разъяснением на веб-портале (которое в соответствии с графиком работы портала обнародовалось 22 декабря), понимает, что Заказчик не внес изменения в документацию. До конечного срока подачи предложений остается всего 3 дня. То есть жалобу в Антимонопольный комитет на ДКТ подать уже нельзя.

Таким образом, участник якобы придерживался всех сроков, но обратиться за защитой своих прав уже не имеет права. Хотя по факту раньше 22 декабря он об их нарушении узнать не мог. Такая вот коллизия.
Хотелось бы посоветовать участникам не надеяться на добросовестность Заказчика и не ждать от него понимания и учета всех ваших требований. Обращайтесь в комитет за защитой своих прав, не дожидаясь последнего момента. Аналогично и к заказчику за разъяснениями необходимо обращаться заранее.

Как хочешь — так и понимай

Как показывает опыт, разъяснения к документации конкурсных торгов вообще является проблемным моментом, который регулярно преподносит неприятные сюрпризы участникам. Рассмотрим следующую практическую ситуацию.

2 декабря компания А, участник торгов, обратилась к компании Б, заказчику, за разъяснениями к ДКТ. Запрос был зарегистрирован компанией Б по соответствующему номеру именно 2 декабря. 11 декабря компания А, не получив разъяснения ни по почте, ни электронными средствами связи, проверила веб-портал и обнаружила, что там его тоже нет. То есть ответ на запрос в предусмотренные законом сроки не предоставлен и не обнародован, а должен был бы.

Если заказчиком получен запрос за разъяснениями 2 декабря, то в соответствии со статьей 23 Закона Заказчик должен предоставить разъяснения в течение 3 дней со дня получения запроса. Таким образом, последним днем для предоставления разъяснения есть 7 декабря. А обнародовать его на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 Закона нужно было в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о предоставлении разъяснения, то есть не позднее 8 декабря. При соблюдении графика приема информации веб-портала, разъяснение должно быть опубликовано не позднее 11 декабря. Однако его там не было.

Связавшись с Заказчиком по телефону, компания А получила информацию, что ответственное лицо получило запрос только 4 декабря и сроки отсчитывало именно от этой даты — дня, когда оно имело возможность ознакомиться с обращением. Получается, что работники компаний А и Б элементарно по-разному трактуют закон. Так сказать под себя. И определить, кто прав, к сожалению, невозможно — обратимся к закону.

В соответствии со статьей 23 физическое/юридическое лицо имеет право не позднее чем за 10 дней (за 5 дней — в случае сокращенной процедуры) до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе обратиться к заказчику за разъяснениями относительно документации конкурсных торгов.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона заказчиками являются — органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы социального страхования, созданные в соответствии с законом, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, обеспечивающие потребности государства или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе.

Компания А подала запрос за разъяснениями заказчику 2 декабря — в пределах срока. Однако лицо, ответственное за проведение торгов компании Б, получило его только 4 декабря. Поэтому оно, находя себя «заказчиком», считает правильным отсчитывать срок с 4 декабря. Хотя по сути это лицо является лишь штатной единицей компании Б, а вопросы долгосрочного движения запроса в рамках компании не должны никого волновать. Но нормы трактуются по-разному, и единственно правильного решения этого конфликта пока нет.

Имею право — значит защищен

С вступлением в силу изменений в Закон, у участников закупок появилось новое право на стадии раскрытия предложений конкурсных торгов. Отныне участники (а также представители средств массовой информации и уполномоченные представители общественных объединений) вправе требовать от заказчика продемонстрировать содержание документа, содержащего информацию о цене, наличии или отсутствии всех необходимых документов, предусмотренных ДКТ.

Данная норма является бесспорно положительным моментом. Хотя минус в том, что она недостаточно конкретизирована: законодателем не установлено порядок демонстрации и ознакомления с документами, не уточняется возможность копирования и переписывания данных. Считаем, что исходя из текста Закона, термин «демонстрация» касается только содержания документа, включающего информацию о цене. По всем другим документам, предусмотренным ДКТ, употребляются слова «наличие» или «отсутствие». То есть получается, что делать копии можно только с документа, который содержит информацию о цене, а по всем остальным — только визуальный осмотр (с целью удостовериться в их наличии или отсутствии).

Ждем уточнений от Минэкономразвития. Пока же будем говорить о позитивности этого и ряда других изменений в Закон, которые, прежде всего, будут способствовать преодолению коррупции. А это, бесспорно, самая большая проблема системы госзакупок на сегодняшний день.

Поделиться: