Быстрый поиск

Лицензии на охранную деятельность, Артиус, лицензия на охрану

Защита бизнеса, Артиус, бизнес, рейдерство, налоговые споры

14.01.2019

Обязательно ли исполнение решения постоянно действующей административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

 Во время участия в процедуре закупки участники сталкиваются с дискриминационными условиями в тендерной документации и неправомерными действиями заказчиков. Антимонопольный комитет  Украины как орган обжалования в целях беспристрастной и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, создает постоянно действующую административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Порядок деятельности постоянно действующей административной коллегии (коллегий) устанавливается в соответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», если иное не установлено Законом.

     Статьей 18 Закона Украины «О публичных закупках» предусмотрено, что решения органа обжалования вступают в силу со дня их принятия и являются обязательными для исполнения заказчиками, лицами, которых они касаются. Вроде бы Законом все четко обусловлено, и решения органа обжалования должны исполнять заказчики, которые проводят обжалуемую процедуру. Но все ли так происходит на практике? Рассмотрим один пример.

     Заказчик обнародовал объявление о проведении открытых торгов на закупку «Услуги систем безопасности (пожарная сигнализация) ДК 021:2015: 45310000-3 Электромонтажные работы». В обнародованной тендерной документации были установлены дискриминационные требования по предоставлению в составе предложения расчета договорной цены. В цену предложения включаются по статьям расходов договорной цены в соответствии с ДСТУ БД.1.1-1:2013 с учетом изменений и дополнений, а именно: локальная смета; сводный сметный расчет; расчет стоимости материальных ресурсов; технические требования. Примечание: сметная документация подается Участником утвержденная подписью руководителя или другого уполномоченного лица участника, оттиском печати (в случае ее использования) и подписью с печатью лицензированного сметчика (локальная смета и расчет стоимости материальных ресурсов).

     Вместе с тем Заказчик не предоставил никакой информации по поводу того, какое оборудование, в каком количестве на каждом объекте Исполнителю нужно будет установить. Заказчик не обнародовал никакой информации касательно объема, вида, количества необходимого оборудования, в технических требованиях также отсутствуют какие-либо данные. Также, учитывая отсутствие таких данных, потенциальные участники не могут просчитать стоимость тендерного предложения, исчислить сметы и вообще оценить объем работ, который нужно выполнить.

     Участник подал жалобу в Орган обжалования. Решением Постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок жалоба принята к рассмотрению. В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее:

Пунктом 6 раздела «Инструкция по подготовке тендерных предложений» Документации предусмотрено, что информация о технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки указана в приложении 1 Документации. Участники Процедуры закупки должны предоставить в составе тендерных предложений информацию и документы, которые подтверждают соответствие тендерного предложения участника техническим, качественным, количественным и другим требованиям к предмету закупки, установленным заказчиком в приложении 1 Документации.

Приложением 1 Документации определена информация о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках. Участник в составе Предложения предоставляет, в частности, документы, подтверждающие соответствие предложения участника техническим, качественным, количественным и другим требованиям, установленным Заказчиком.

Документальное подтверждение соответствия услуг должно иметь расчет договорной цены. В цену предложения включаются по статьям расходов договорной цены в соответствии с ДСТУ БД.1.1-1:2013 с учетом изменений и дополнений, в частности локальная смета; сводный сметный расчет; расчет стоимости материальных ресурсов; технические требования.

Вместе с тем в Документации отсутствует конкретизация по поводу оборудования, которое будет поставляться, и требований относительно количественных характеристик предмета закупки, что может создать препятствия при расчете стоимости тендерного предложения, а также подготовке локальной сметы, сводного сметного расчета и расчета стоимости материальных ресурсов.

В соответствии со статьей 22 Закона тендерная документация должна содержать, в частности, информацию о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующую техническую спецификацию (в случае необходимости – планы, чертежи, рисунки или описание предмета закупки). При этом техническая спецификация должна содержать: детальное описание закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе их технические и качественные характеристики; требования касательно технических и функциональных характеристик предмета закупки в случае, если описание составить невозможно либо если целесообразнее указать такие показатели.

Статьей 3 Закона определено, что закупки осуществляются, в частности, по принципу недискриминации участников, открытости и прозрачности на всех стадиях закупок. Согласно части третьей статьи 5 Закона заказчик не может устанавливать дискриминационные требования к участникам. Частью четвертой статьи 22 Закона предусмотрено, что тендерная документация не должна содержать требований, которые ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации участников.

Действия Заказчика в части установления в Документации приведенных выше требований способом, приведенным выше, нарушают требования части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 22 Закона, которыми предусмотрены недискриминация участников, а также права и законные интересы Жалобщика, связанные с его участием в Процедуре закупки, и принципы недискриминации участников, открытости и прозрачности на всех стадиях закупок, предусмотренные статьей 3 Закона. Учитывая изложенное, Заказчик должен устранить приведенные выше несоответствия путем внесения соответствующих изменений в Документацию в этой части.

По результатам рассмотрения жалобы Постоянно действующая административная коллегия Антимонопольного комитета Украины приняла решение, которым обязала Заказчика внести изменения в тендерную документацию путем указания в ней конкретизации оборудования, которое будет поставляться, и требований касательно количественных характеристик предмета закупки.

Заказчик не выполнил решение коллегии и не внес изменения в тендерную документацию в части указания в ней конкретизации оборудования, которое будет поставляться, и требований касательно количественных характеристик предмета закупки, чем нарушил требования Законов Украины «О публичных закупках», «Об Антимонопольном комитете Украины».

Участник обращается в Антимонопольный комитет Украины с жалобой о неисполнении решения Постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины и о привлечении заказчика к ответственности за неисполнение решения, мотивируя следующим образом.

В соответствии со статьей 3 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» основными задачами Антимонопольного комитета Украины, в частности, являются содействие развитию добросовестной конкуренции и осуществление контроля за созданием конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере государственных закупок. Статьей 5 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» предусмотрено, что в данном Законе соответствующие термины понимаются в значениях, определенных Законом Украины «О защите экономической конкуренции».

Статьей 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» определено, что органы Антимонопольного комитета Украины – это Антимонопольный комитет Украины, постоянно действующие и временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, административные коллегии территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины.

В соответствии со статьей 22 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» неисполнение распоряжений, решений и требований органа Антимонопольного комитета Украины, председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, требований уполномоченных ими работников Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Статьей 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» определено, в частности, что нарушением законодательства о защите экономической конкуренции является неисполнение решения, предварительного решения органов Антимонопольного комитета Украины или их исполнение не в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы о привлечении к ответственности Заказчика Участник получил следующий ответ:

Поделиться: